Прокуратура Российской Федерации инициировала пересмотр критериев оценки эффективности работы жилищных инспекций, обратившись с соответствующим запросом в Минстрой. Данная мера обусловлена необходимостью повышения качества работы органов жилищного надзора и усиления защиты прав потребителей в сфере коммунальных услуг.
Существующие показатели, используемые для оценки деятельности жилищных инспекций, признаны недостаточно отражающими реальную ситуацию с соблюдением жилищного законодательства. Особое внимание уделяется вопросам лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, контролю за исполнением предписаний об устранении нарушений, а также оперативности реагирования на обращения граждан.
Необходимость совершенствования системы оценки обусловлена также задачами реформы ЖКХ и реализации эффективной жилищной политики. Предлагается расширить спектр критериев оценки, включив в них такие параметры, как количество выявленных и устраненных нарушений, объем средств, возвращенных гражданам в результате проверок, а также уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых коммунальных услуг.
Прокуратура акцентирует внимание на необходимости усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, а также на применении административных мер к нарушителям. Важным аспектом является также развитие общественного контроля и взаимодействие жилищных инспекций с общественными организациями и гражданами.
Предлагается также внедрение системы мониторинга и отчетности, позволяющей оперативно отслеживать динамику изменения ситуации в различных регионах и принимать своевременные меры по устранению нарушений. Новые критерии оценки должны стимулировать жилищные инспекции к более эффективной работе и повышению ответственности за результаты своей деятельности.
Реагируя на инициативу Прокуратуры, Минстрой приступил к разработке обновленной системы критериев оценки, направленной на повышение эффективности работы жилищных инспекций. В рамках данной работы, особое внимание уделяется детализации показателей, отражающих качество работы жилищного надзора в части лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Предлагается внедрение многофакторной модели, учитывающей не только формальные показатели (количество проведенных проверок, выданных предписаний), но и реальное устранение нарушений жилищного законодательства, а также степень удовлетворенности прав граждан и защиты прав потребителей коммунальных услуг.
В целях совершенствования системы контроля, Минстрой рассматривает возможность интеграции автоматизированных систем мониторинга, позволяющих оперативно отслеживать исполнение предписаний и динамику устранения выявленных нарушений в различных регионах. Особое внимание уделяеться вопросам прозрачности и доступности информации о деятельности жилищных инспекций для общественного контроля, а также развитию механизмов взаимодействия с общественными организациями и гражданами.
Данные изменения направлены на создание более эффективной и прозрачной системы жилищного надзора, обеспечивающей соблюдение жилищного законодательства и защиту прав потребителей в сфере коммунальных услуг.